Глухие детки, которые с детства постоянно пользуются хорошо настроенными слуховыми аппаратами и с которыми ведутся систематические реабилитационные занятия, воспринимают окружающий мир по-другому: они его слышат.
Не все дети могут слышать все нюансы разнообразных бытовых шумов, но всё равно дети воспринимают мир не обеднено, т.е. преимущественно с помощью зрения и частично - с помощью вибрационной чувствительности.
Они живут в звучащем - объёмном мире
Благодаря стремительному научно-техническому прогрессу за последние годы разработаны и продолжают разрабатываться всё более совершенные модели слуховых аппаратов. Всё больше детей имеет импланты. Дело за сурдопедагогами.
Профессиональное использование аппаратов в практике абилитации и реабилитации приводит к полноценной образовательной, личностной, социальной реабилитации.
Но у глухих детей развивается не только речевой слух. При создании определённых условий жизни (не только занятий, а именно жизни); у глухих детей формируется и развивается музыкальный слух. Здесь следует иметь в виду, что речевой слух и музыкальный слух имеют разные механизмы функционирования. Поэтому нередки случаи, когда аудиограмма свидетельствует о наличии у ребёнка минимальных остатков слуха, а у этого глухого малыша обнаруживается музыкальный слух.
И глухой, и слабослышащий ребёнок – это, в первую очередь, ребёнок. Гибель части слуховых клеток в улитке существенно усложняет его жизнь, но не лишает его статуса ребёнка. Значит, он должен жить в том же культурном пространстве, что и его слышащий сверстник. Нарушение слуха – не причина исключения из жизни ребёнка музыки, высокой литературы, изобразительного искусства, физической культуры.
Музыка – одно из обязательных условий полноценного эмоционального развития ребёнка.
Эмоции регулируют поведение человека и влияют на его интеллектуальное развитие. Музыка содействует гармоничному развитию двигательной сферы ребёнка. При слушании музыки у детей возникают разнообразные образы, развивается воображение.
Воздействие музыки на человека усиливается тогда, когда он из слушателя превращается в активно действующее лицо, т.е. когда он сам играет на каком-либо инструменте или поёт.
Более глубокими становятся душевные переживания (даже на уровне детского восприятия).
Зарождается эмоциональный, интеллектуальный, двигательный, звуковой поиск способов более точных выразительных средств, помогающих передать настроение, смысл пьесы или песни.
Развивается голосовой аппарат: не только ноты, но и эмоциональное состояние, обусловленное материалом музыкального произведения, являются источником интонационного многообразия при исполнении песен (что очень важно для глухих детей).
При пении у ребёнка активнее работают лёгкие, улучшается их кровоснабжение и увеличивается объём дыхания.
Без музыки жить нельзя. Это не только феномен культуры. Существует немало исследований, свидетельствующих о том, как та или иная музыка, произведения того или иного композитора влияют на состояние разных органов человека, а значит, и на его здоровье в целом.
Глухие дети с помощью аппаратов без участия зрения могут
- услышать самые тихие ноты;
-
различить звучание очень близких нот;
-
сказать, сколько звуков в аккорде;
-
могут запомнить, воспроизвести с помощью хлопков, деревянных ложек и т.п. и голоса проигранный на пианино длинный сложный ритмический ряд.;
Развивающийся музыкальный слух оказывает существенное влияние на психическое и физическое развитие глухих и слабослышащих детей.
Прежде всего, это проявляется в качестве произношения детей – их речь становится более естественной:
- отсутствуют дефекты голоса,
-
голос имеет модуляцию,
-
темп речи соответствует норме (хотя, как и у слышащих, он индивидуализирован),
-
ударение выражено правильно,
-
речь слитная.
Эти качества устной речи имеют большое социальное значение, т.к. позволяют глухим детям чувствовать себя в социуме комфортно. Таким образом, мир музыки не чужд глухим детям – они чувствуют себя в нём так же уютно и радостно, как и их слышащие сверстники.
Глухие детки, которые с детства постоянно пользуются хорошо настроенными слуховыми аппаратами и с которыми ведутся систематические реабилитационные занятия, воспринимают окружающий мир по-другому: они его слышат.
Не все дети могут слышать все нюансы разнообразных бытовых шумов, но всё равно дети воспринимают мир не обеднено, т.е. преимущественно с помощью зрения и частично - с помощью вибрационной чувствительности.
Они живут в звучащем - объёмном мире
Благодаря стремительному научно-техническому прогрессу за последние годы разработаны и продолжают разрабатываться всё более совершенные модели слуховых аппаратов. Всё больше детей имеет импланты. Дело за сурдопедагогами.
Профессиональное использование аппаратов в практике абилитации и реабилитации приводит к полноценной образовательной, личностной, социальной реабилитации.
Но у глухих детей развивается не только речевой слух. При создании определённых условий жизни (не только занятий, а именно жизни); у глухих детей формируется и развивается музыкальный слух. Здесь следует иметь в виду, что речевой слух и музыкальный слух имеют разные механизмы функционирования. Поэтому нередки случаи, когда аудиограмма свидетельствует о наличии у ребёнка минимальных остатков слуха, а у этого глухого малыша обнаруживается музыкальный слух.
И глухой, и слабослышащий ребёнок – это, в первую очередь, ребёнок. Гибель части слуховых клеток в улитке существенно усложняет его жизнь, но не лишает его статуса ребёнка. Значит, он должен жить в том же культурном пространстве, что и его слышащий сверстник. Нарушение слуха – не причина исключения из жизни ребёнка музыки, высокой литературы, изобразительного искусства, физической культуры.
Музыка – одно из обязательных условий полноценного эмоционального развития ребёнка.
Эмоции регулируют поведение человека и влияют на его интеллектуальное развитие. Музыка содействует гармоничному развитию двигательной сферы ребёнка. При слушании музыки у детей возникают разнообразные образы, развивается воображение.
Воздействие музыки на человека усиливается тогда, когда он из слушателя превращается в активно действующее лицо, т.е. когда он сам играет на каком-либо инструменте или поёт.
Более глубокими становятся душевные переживания (даже на уровне детского восприятия).
Зарождается эмоциональный, интеллектуальный, двигательный, звуковой поиск способов более точных выразительных средств, помогающих передать настроение, смысл пьесы или песни.
Развивается голосовой аппарат: не только ноты, но и эмоциональное состояние, обусловленное материалом музыкального произведения, являются источником интонационного многообразия при исполнении песен (что очень важно для глухих детей).
При пении у ребёнка активнее работают лёгкие, улучшается их кровоснабжение и увеличивается объём дыхания.
Без музыки жить нельзя. Это не только феномен культуры. Существует немало исследований, свидетельствующих о том, как та или иная музыка, произведения того или иного композитора влияют на состояние разных органов человека, а значит, и на его здоровье в целом.
Глухие дети с помощью аппаратов без участия зрения могут
- услышать самые тихие ноты;
-
различить звучание очень близких нот;
-
сказать, сколько звуков в аккорде;
-
могут запомнить, воспроизвести с помощью хлопков, деревянных ложек и т.п. и голоса проигранный на пианино длинный сложный ритмический ряд.;
Развивающийся музыкальный слух оказывает существенное влияние на психическое и физическое развитие глухих и слабослышащих детей.
Прежде всего, это проявляется в качестве произношения детей – их речь становится более естественной:
- отсутствуют дефекты голоса,
-
голос имеет модуляцию,
-
темп речи соответствует норме (хотя, как и у слышащих, он индивидуализирован),
-
ударение выражено правильно,
-
речь слитная.
Эти качества устной речи имеют большое социальное значение, т.к. позволяют глухим детям чувствовать себя в социуме комфортно. Таким образом, мир музыки не чужд глухим детям – они чувствуют себя в нём так же уютно и радостно, как и их слышащие сверстники.