Проведите следующий эксперимент: в следующий раз, когда вы будете общаться с людьми, слушать музыку или находиться на уроке либо лекции (преподавателей это также касается), оденьте беруши. При этом выберите качественные беруши с высоким уровнем шумоизоляции, которые практически не будут пропускать высоких частот. Все мы привыкли использовать средства защиты слуха только в тех случаях, когда нам необходимо хорошенько выспаться, либо попросту сохранить свой слух от разрушительных последствий — например, во время досуга в ночном клубе. Однако попробуйте «влезть в шкуру» слабослышащего человека в обычной жизни. Что вы испытаете при этом? Однозначно сильнейший дискомфорт.
Любая образовательная деятельность требует максимальной концентрации на конкретном предмете, будь то практическое занятие или усвоение лекционного материала. Для глухих и слабослышащих людей это создает целый ряд проблем, которые им так или иначе приходится решать во время занятий в классе. Они садятся рядом с преподавателем, чтобы быть ближе к источнику звука или считывать информацию по губам, используют слуховые аппараты, кохлеарные импланты и другую реабилитационную технику. Тем не менее полностью решить проблему разборчивости речи в учебном классе довольно сложно. Вспомните себя на занятиях в школе, колледже или университете: слова преподавателя то и дело перебиваются разговорами студентов, с разных сторон слух атакуют посторонние шумы, не имеющие к делу совершенно никакого отношения, комната плохо освещена, её размеры создают неблагоприятный акустический эффект. В такой ситуации даже слышащему человеку трудно сконцентрироваться, что и говорить про тех, кто испытывает определённые трудности со своим слухом.
Если вы преподаватель, тренер, лектор, коуч, который постоянно выступает перед разнородной аудиторией, то информация ниже точно для вас. Мы даём краткие советы, которые помогут вам облегчить образовательный процесс для слабослышащих и глухих студентов. Поверьте, для них это очень важно.
- Пообщайтесь со слабослышащим/глухим студентом во внеучебное время и выясните его потребности. Вполне возможно, что ему требуется ваша помощь и поддержка, но попросить о ней самостоятельно он не может.
- Сделайте печатную копию своей лекции либо выведите её ключевые положения через проектор на экран.
- Спокойно и с пониманием реагируйте на дополнительные и уточняющие вопросы, особенно если в теме вашего рассказа затрагивается сразу несколько тем.
- Если слабослышащий/глухой студент отсутствует на занятии, попросите его коллег по учёбе поделиться с ним записями лекции.
- Используйте FM-систему.
- Обеспечьте хорошую освещённость пространства, отсутствие отвлекающих звуков, в том числе лишних разговоров между студентами.
- Говорите чётко и не торопясь.
- При демонстрации видео-материала используйте субтитры.
- Во время проведения промежуточных тестов и экзаменов выделите студентам с особыми потребностями чуть больше времени.
- Если вам нужно связаться со слабослышащим или тем более глухим студентом, используйте SMS либо интернет-мессенджеры.
Эти десять пунктов ключевые, но отнюдь не единственные. Следуйте своей интуиции и не бойтесь идти на открытый контакт со своими подопечными. Таким образом вы сделаете свой труд более благодарным, а работу студентов — более продуктивной.
Проведите следующий эксперимент: в следующий раз, когда вы будете общаться с людьми, слушать музыку или находиться на уроке либо лекции (преподавателей это также касается), оденьте беруши. При этом выберите качественные беруши с высоким уровнем шумоизоляции, которые практически не будут пропускать высоких частот. Все мы привыкли использовать средства защиты слуха только в тех случаях, когда нам необходимо хорошенько выспаться, либо попросту сохранить свой слух от разрушительных последствий — например, во время досуга в ночном клубе. Однако попробуйте «влезть в шкуру» слабослышащего человека в обычной жизни. Что вы испытаете при этом? Однозначно сильнейший дискомфорт.
Любая образовательная деятельность требует максимальной концентрации на конкретном предмете, будь то практическое занятие или усвоение лекционного материала. Для глухих и слабослышащих людей это создает целый ряд проблем, которые им так или иначе приходится решать во время занятий в классе. Они садятся рядом с преподавателем, чтобы быть ближе к источнику звука или считывать информацию по губам, используют слуховые аппараты, кохлеарные импланты и другую реабилитационную технику. Тем не менее полностью решить проблему разборчивости речи в учебном классе довольно сложно. Вспомните себя на занятиях в школе, колледже или университете: слова преподавателя то и дело перебиваются разговорами студентов, с разных сторон слух атакуют посторонние шумы, не имеющие к делу совершенно никакого отношения, комната плохо освещена, её размеры создают неблагоприятный акустический эффект. В такой ситуации даже слышащему человеку трудно сконцентрироваться, что и говорить про тех, кто испытывает определённые трудности со своим слухом.
Если вы преподаватель, тренер, лектор, коуч, который постоянно выступает перед разнородной аудиторией, то информация ниже точно для вас. Мы даём краткие советы, которые помогут вам облегчить образовательный процесс для слабослышащих и глухих студентов. Поверьте, для них это очень важно.
- Пообщайтесь со слабослышащим/глухим студентом во внеучебное время и выясните его потребности. Вполне возможно, что ему требуется ваша помощь и поддержка, но попросить о ней самостоятельно он не может.
- Сделайте печатную копию своей лекции либо выведите её ключевые положения через проектор на экран.
- Спокойно и с пониманием реагируйте на дополнительные и уточняющие вопросы, особенно если в теме вашего рассказа затрагивается сразу несколько тем.
- Если слабослышащий/глухой студент отсутствует на занятии, попросите его коллег по учёбе поделиться с ним записями лекции.
- Используйте FM-систему.
- Обеспечьте хорошую освещённость пространства, отсутствие отвлекающих звуков, в том числе лишних разговоров между студентами.
- Говорите чётко и не торопясь.
- При демонстрации видео-материала используйте субтитры.
- Во время проведения промежуточных тестов и экзаменов выделите студентам с особыми потребностями чуть больше времени.
- Если вам нужно связаться со слабослышащим или тем более глухим студентом, используйте SMS либо интернет-мессенджеры.
Эти десять пунктов ключевые, но отнюдь не единственные. Следуйте своей интуиции и не бойтесь идти на открытый контакт со своими подопечными. Таким образом вы сделаете свой труд более благодарным, а работу студентов — более продуктивной.